Оформление ДТП без участия милиции возможно только по согласию сторон в случае, если автомобили участников застрахованы и отсутствуют пострадавшие |
Новый порядок учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденный постановлением КМУ №538, побуждает автовладельцев страховать свой транспорт. Если автомобили участников автопроисшествий застрахованы, оформить ДТП отныне можно будет без участия дорожной милиции.
Согласно документу, материалы о дорожно-транспортном происшествии можно составлять без участия милиции - лишь в присутствии представителя страховой компании (аварийного комиссара). Такая возможность предусмотрена в случае, если:
- на то есть согласие сторон;
- автомобили участников происшествия застрахованы;
- отсутствуют умершие или травмированные в ДТП.
Новшество, по мнению руководителя офиса юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» (г. Харьков) Романа Молодецкого, прежде всего удовлетворяет интересы владельцев транспортных средств и, очевидно, направлено на облегчение процедуры оформления документов для выплаты страхового возмещения. «Психологически, нововведения также разрешают избежать неприятного общения с работниками Госавтоинспекции. В то же время принципиальных изменений для страховщиков так и не произошло», - сообщил юрист обозревателю издания «СЕЙЧАС».
Однако представителям страховых компаний эта норма кажется более существенной. Как сообщил обозревателю издания «СЕЙЧАС» директор ООО «Южно-украинское страховое агентство» Сергей Сарафанюк, после вступления постановления в силу, отпадает необходимость ждать представителей ГАИ на месте происшествия. Порядок действий при ДТП будет таков: сообщаете по телефону о случившемся в Госавтоинспекцию, затем в страховую компанию, далее уполномоченный представитель страховой компании в регионе прибывает на место ДТП, оформляет необходимые документы, затем подает их в орган ГАИ (а точнее, в связи с ликвидацией инспекции - в орган, который его заменит) для регистрации, принимает заявление о случившемся и организовывает экспертизу в течение трех дней по условиям договора страхования.
Для обеспечения выезда представителя страховщика на ДТП клиенту придется покупать полис с дополнительным сервисом или по более дорогим тарифам оплачивать сами страховки |
«Предложенное изменение существенно упростит процедуру решения споров при наступлении ДТП для непосредственных участников - страхователей-автовладельцев - физических и юридических лиц. Связано это с тем, что в этом случае из тройной цепи урегулирования ДТП (автовладелец - страховщик - представитель ГАИ) исключается звено, иногда замедляющее срок принятия решений», - отметил обозревателю издания «СЕЙЧАС» руководитель отдела по исследованиям рынка и связям с общественностью СК «ЛЕММА» Елена Привалова. Право представителей страховых компаний самостоятельно оформлять документы, работая по схеме «страховщик - страховщик», «автовладелец - страховщик», по ее мнению, может существенно ускорить период принятия решений о страховых выплатах и уменьшить финансовые затраты участников ДТП. А это, в свою очередь, станет благоприятным фактором повышения имиджа страховой отрасли среди граждан.
В то же время Роман Молодецкий замечает, что действенный механизм реализации Порядка в этой части отсутствует. «Например, неизвестно, если участники ДТП застрахованы у разных страховщиков, появляются ли для оформления материалов оба представители страховой организации или один - по согласию участников происшествия? Необходимо ли в таком случае вместе с заявлением о получении страхового возмещения предоставлять справку автоинспекции о ДТП?» - задается вопросами юрист.
Да и в действующих ставках страховой премии на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСГПО) и в тарифах на добровольное страхование автомобилей (АВТО-Каско), как отмечает Сергей Сарафанюк, не заложены услуги на выезд представителя страховщика (аварийного комиссара, агента, юриста) к страхователю, пострадавшему в ДТП. «Пока это происходит как исключение и в основном в крупных населенных пунктах. Что делать? Страховщику надо прибегнуть к услугам ассистирующей компании с развитой территориальной инфраструктурой. То есть застраховав свой автомобиль по рискам (АВТО-Каско) и купив полис ОСГПО, клиент покупает дополнительный полис с дополнительным сервисом или по более дорогим тарифам оплачивает сами страховки. Особенно это интересно для граждан, предпринимателей и юридических лиц, где объемы перемещений по территории Украины можно считать критическими. В среднем цена такой услуги может составлять для автовладельца от $50 до $150 в год при добровольном страховании (АВТО-Каско), а при покупке полиса ОСГПО в пределах максимального тарифа, установленного Законом об ОСГПО» - заявил эксперт.
Создаваемая система учета ДТП позволит отслеживать недисциплинированных водителей и защитить в определенной степени страховые компании от мошенников |
Не менее важным положением постановления является создание новой системы учета ДТП. Так, постановление предусматривает образование с 1 января 2006 г. общегосударственной системы учета ДТП. С этого времени должен будет вестись учет всех происшествий без исключений. Предыдущий порядок предусматривал учет происшествий только при наличии в них потерпевших граждан. Остальные происшествия фиксировались на местном уровне и государственному учету не подлежали, чем создавались условия манипуляции соответствующими показателями.
Заместитель председателя правления НАСК «Оранта» Сергей Ковов заявил обозревателю издания «СЕЙЧАС», что создание такой системы позволит в первую очередь увидеть реальную картину аварийности в Украине. По его мнению, она будет также полезной для страховых компаний и Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, так как они будут отслеживать недисциплинированных водителей и свои убытки. «Будет также реализован механизм электронной связи с поисковой системой по запросам страховых компаний о страховом событии с их клиентом. Поездки за справками о дорожно-транспортном происшествии в ликвидированное Президентом ГАИ останутся в прошлом», - заявил представитель страховой компании.
Сведения о ДТП, введенные в электронную базу ГАИ, как считает Сергей Сарафанюк, позволят страховщикам отслеживать количество дорожно-транспортных происшествий по вине своих клиентов. «Они также избавят их в какой-то степени от мошенников и «летунов», которые ежегодно меняют страховую компанию с целью сэкономить на цене повышенной страховки за аварийность, либо в поисках демпинговой цены страховки в малонадежной страховой компании, недавно вышедшей на рынок страхования автомобилей», - говорит г-н Сарафанюк.
В целом же, по мнению Сергея Ковова, ничего плохого для граждан и владельцев автомобилей новая система учета не принесет. «Будем надеяться, что уменьшиться число фальсификаций в системе учета дорожно-транспортных происшествий, и этот факт, возможно, будет использован как критерий оценки вновь создаваемых подразделений дорожной милиции», - отметил страховщик.