INSURANCE CENTER ODESSA
Пт, 17.05.2024, 13:14
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [7]
новости и аналитика [24]
статьи известных интернет изданий
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Главная » Статьи » Мои статьи

Новый порядок учета и оформления ДТП: шаги навстречу застрахованным
  Новый порядок учета и оформления ДТП: шаги навстречу застрахованным  
     
 

Сергей САРАФАНЮК

Специально для «Юридической практики»

Количество транспортных средств на автодорогах Украины растет, а в то же время снижается контроль работников ГАИ за соблюдением водителями Правил дорожного движения (ПДД). А на месте дорожно-транспортного происшествия (ДТП) его участникам приходится ожидать прибытия следственной группы ГАИ зачастую 2-3 часа, и это в населенном пункте…

При введении обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСГПО) одной из заинтересованных сторон, связанной с урегулированием ущерба в ДТП, становится страховая компания. И клиенты часто спрашивают меня как руководителя такой компании: «А приедет ли ваш представитель на место ДТП?». Такой приезд — пока лишь моральная поддержка и возможность помочь страхователю собрать доказательную базу, более полную информацию об участниках, свидетелях ДТП, провести фотофиксацию поврежденных транспортных средств. А также оказать страхователю юридическую помощь в более правильном отражении случившегося в схеме и протоколе на месте ДТП. Но это все, скорее, дополнительный сервис для клиента, а не обязательное правовое действие по договору страхования (полису).

Постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) от 30 июня 2005 года № 538 «Об утверждении Порядка учета дорожно-транспортных происшествий» (Постановление) подпункт 2.11 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 года № 1306 (1306-2001-п), дополнен абзацем следующего содержания: «В случае, когда во время дорожно-транспортного происшествия повреждены только застрахованные транспортные средства и нет погибших и травмированных, допускается оформление соответствующих материалов представителем страховой организации без участия работника подразделения Госавтоинспекции по согласию участников происшествия».

Как видим, появилась нормативно-правовая основа для участия представителя страховщика на первом этапе расследования ДТП. Далее пункт 4 постановления предписывает МВД Украины разработать и утвердить образец карточки учета ДТП, инструкцию по ее заполнению, порядок сбора и передачи информации для автоматизированной системы учета и анализа указанных происшествий. Устанавливается также срок создания и введения с 1 января 2006 года общегосударственной автоматизированной информационно-аналитической системы учета ДТП и автоматизированной сети формирования отчетно-статистической документации относительно состояния безопасности дорожного движения на Украине. Центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности пунктом 5 Постановления предписывается обеспечить в установленном порядке учет дорожно-транспортных происшествий. Основой для введения нового порядка учета ДТП должны стать нормативно-правовые акты, срок разработки которых установлен пунк­том 7 Постановления — три месяца.

Порядок учета дорожно-транспортных происшествий устанавливает, что оператором единой централизованной базы данных о ДТП является Госавтоинс­пекция МВД. В случае неприятия необходимых нормативно-правовых актов органами власти и неисполнения на местах требований по учету, созданию, обеспечению качественными электронными техническими средствами приема-передачи информации о ДТП хорошее дело может быть блокировано. Например, в Польше, где давно действует электронная система учета ДТП, автомобиль дорожной полиции укомплектован всем необходимым для фиксации и передачи на электронных носителях информации в единую электронную базу данных о ДТП. И зачастую страховая компания, имеющая доступ к этой базе, имеет возможность включиться в урегулирование ущербов вследствие ДТП еще до прихода потерпевшего или страхователя в офис страховой компании. Также многие побывавшие за границей знают, что на место ДТП может выехать представитель страховщика. Время прибытия агента страховщика на место ДТП по таким страховкам регламентировано полисом (договором страхования). Иногда этим документом предусмотрен дополнительный сервис, включающий предоставление автомобиля напрокат на период ремонта поврежденного и эвакуацию (транспортировку) застрахованного авто на сервисную станцию. В некоторых странах такой сервис еще и связан с тем, что штрафные санкции, косвенный ущерб, связанный с блокированием дорожного движения, может превышать стоимость самого автомобиля и ложиться целиком на виновника ДТП.

А нам пока до этого далеко. Например, 17 января 2005 года я ожидал прибытия работников ГАИ на место ДТП в г. Одессе 2 часа. Замечу: на морозе, а аккумулятор сел. Создавал помеху оживленному движению с 9 до 11 часов утра. Второй участник скрылся, номер запомнить не удалось. Из повреждений: разбитое наружное зеркало и трещина лобового стекла. Автомобиль, естественно, застрахован. До офиса страховой компании было 4 минуты езды, а до областного ГАИ — 10 минут. Типичная картина? А вот после вступлении Постановления в силу я бы сообщил по телефону о случившемся в ГАИ, затем в страховую компанию, далее уполномоченный представитель страховой компании в регионе прибыл бы на место ДТП, оформил необходимые документы, затем подал их в орган ГАИ для регистрации, принял заявление о случившемся от меня и организовал экспертизу в течение трех дней по условиям договора страхования.

Сведения о ДТП, введенные в электронную базу ГАИ, позволят страховщикам отслеживать количество ДТП, происшедших по вине их клиентов, и избавят в какой-то степени от мошенников и «летунов», которые ежегодно меняют страховую компанию с целью сэкономить на цене повышенной страховки за аварийность либо в поисках демпинговой цены страховки, предлагаемой малонадежными страховыми компаниями, недавно вышедшими на рынок страхования автомобилей. Хочется отметить и то, что в действующих ставках страховой премии на (ОСГПО) и в тарифах на добровольное страхование автомобилей (АВТО-Каско) не заложены услуги на выезд представителя страховщика (аварийного комиссара, агента, юриста) к страхователю, пострадавшему в ДТП. Такое происходит лишь иногда, как исключение, и чаще в крупных населенных пунктах.

Я думаю, что нам не придется изобретать велосипед. Тем более что на Украине больше мелких страховых компаний, чем крупных. Да и в регионах они представлены по-разному. Содержать в каждом районном (как минимум) центре своего представителя большинству страховых компаний не под силу, да и нецелесообразно. Рынок страховых услуг в регионах сильно отличается, а пострадать клиент может на любой автодороге Украины. Что делать? Прибегнуть к услугам ассистирующей компании с развитой территориальной инфраструктурой. Застраховав свой автомобиль по рискам (АВТО-Каско) и купив полис ОСГПО, клиент покупает дополнительный полис с дополнительным сервисом или по более дорогим тарифам оплачивает сами страховки. Особенно это интересно для граждан, предпринимателей и юридических лиц, объемы перемещений которых по территории Украины назовем критическими. В среднем цена такой услуги может составлять для автовладельца от 50 до 150 долларов США в год при добровольном страховании (АВТО-Каско), а при покупке полиса ОСГПО — в пределах максимального тарифа, установленного Законом об ОСГПО.

Из вышеизложенного видно, что:

1) нормативная база для нового Порядка учета ДТП сейчас отсутствует;

2) необходимыми техническими средствами автомобили и подразделения ГАИ МВД Украины не укомплектованы;

3) разъяснительную работу с автовладельцами мы только начинаем;

4) страховые компании не готовы предоставить услугу выезда в любую точку Украины в необходимый срок, если ГАИ откажется выезжать, а участники ДТП согласны с оформлением факта ДТП страховщиком;

5) необходимо обязательное участие страховых компаний, членов Моторного Транспортного (Страхового) Бюро Украины (МТСБУ) в разработке как нормативно-правовой, так и электронной базы для отражения необходимых сведений и определения форм обмена и передачи информации;

6) необходимо увеличение штатной численности аварийных комиссаров и экспертов, как в страховых компаниях, так и независимых, с достаточной технической базой;

7) необходимо полное введение Закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности не позднее 1 сентября 2005 года, включая и фискальные меры.

А иначе — получится, как всегда! А ведь хотелось как лучше.

Думаю, у нашей с вами власти, несмот­ря на предвыборные баталии, хватит времени не только привлечь специалистов и скоординировать их работу, произведя на свет нужное и своевременное Постановление, но и реализовать этот акт в полном объеме.



Источник: http://www.yurpractika.com/article.php?id=10004934
Категория: Мои статьи | Добавил: insur-center (24.05.2008) | Автор: Cарафанюк Сергей
Просмотров: 737 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz